Зачем и когда нужно ТЗ для сайта
25.03.2016 14:57

Аббревиатура  «ТЗ» (Техническое Задание) знакома, наверное, всем. Более того, все (или почти все) понимают значимость наличия тех задания при постановке задачи, но когда дело доходит до написания ТЗ, к огромному сожалению, даже примерных набросков задач .. Очередной подобный случай в нашей студии дал повод подготовки информационного материала про Техническое Задание на сайт.

Пишем ТЗ под каждый сайт ?

Написание задания для сайта наиболее актуально когда разрабатывается серьёзный проект, Заказчик и Исполнитель должны понимать, что сайт визитка от подробного ТЗ только проиграет - время на проект очень сильно увеличится, результат скорее всего останется прежним; а функциональный Интернет-магазин, к примеру, проиграет уже от отсутствия такого задания. По статистике, примерно 70% сайтов относятся к простым, несложным страницам; в силу малости размеров, подобные проекты довольно легко реализуются при грамотном account менеджере.

Доступно доносим необходимость ТЗ

«Я и так всё знаю, там просто» или «Мне не нужно сложного сайта, сделаем быстро», а еще «С дизайном проблем не будет, всё обыденно» - всё это типичные фразы на вопрос, касаемо ТЗ. Как правило, Заказчик словесно, нередко, довольно четко и лаконично описывает требования и желания своего сайта, но, увы, на деле оказывается, что сам Заказчик не знает точно, что ему в итоге нужно. Давайте рассмотрим пример типичной постановки задачи  от Заказчика для каталога Интернет - магазина:

5-6 разделов каталога, карточка товара, по аналогии с конкурентами содержит дополнительные фото, краткие характеристики товара, разумеется цену и выбор цвета, кнопка оформить заказ.

Не вдаваясь в дизайнерские нюансы, после настройки данного функционала и демонстрации его клиенту, выясняется, что необходимо ещё сравнение товаров как в Яндекс Маркете, вывод "рекомендованных" объектов под карточкой и баннер с акцией, ведущий на отдельную страницу. Разумеется всё это не обговаривалось при заключении Договора, не обрисовано в макете, но при этом весьма логично, согласны ?

Пойдя на встречу клиенту и сделав эти работы бесплатно, выясняется, что логично было сделать в карточке выбор количества товара и добавить отзывы. Исполнитель на распутье, дальше делать всё бесплатно или выставлять счёт на дополнительные работы, тем самым уменьшая лояльность? Заказчик и Исполнитель правы каждый со своей стороны. Функции, приведенные выше, достаточно логичны для Интернет - магазинов, но, при этом, о них не было и слова в разговоре. При согласованном ТЗ таких моментов было бы крайне мало или же не было бы в принципе, так как логика работы каталога давала бы полную картину необходимого функционала для настройки, плюс само ТЗ являлось бы приложением к договору. Важно, без ТЗ стоимость доработок может быть даже больше первоначальной стоимости сайта!

Что стоит включить в ТЗ, а от чего воздержаться ?

Исходя из многолетнего опыта, мы выработали правило, которое помогает сделать ТЗ подробным и компактным одновременно: задание пишется с изначальной оглядкой на то, что с Заказчиком не удалось найти понимание и идут споры. Можно представить даже, что рассматривать их будет суд, таким образом пункт будет крайне точным, трактуемый одинаково всеми сторонами, без лишней "воды".

На примере четко видна разница всего 1 строчки из ТЗ и обычного описания:


- Простое описание: Стандартные пункты меню, услуги компании, контакты

- Строка из ТЗ: Главная (статичная страница), услуги (выпадающие пункты проектирование, дизайн, архитектура), проекты (переход в галерею), контакты (якорь на Яндекс карты снизу главной страницы)

Четкая формулировка и описание, куда ведёт каждый раздел, сразу отвечает на ряд вопросов, когда "плавающее значение стандартных пунктов" говорит скорее о том, что клиент не знает, что будет за ними и эти пункты будут ещё меняться скорее всего не один раз. Расписывать постановку красочными эпитетами не рекомендуется.

Закончить ТЗ можно, мы бы даже сказали бы, нужно, фразой «что не оговорено — на усмотрение исполнителя».

Разделы и структура ТЗ

1. Вводная часть. Первый и единственный пункт, где можно своими словами в общих чертах описать о чём и для чего будет сайт. Держим в голове, что программист может видеть проект впервые и чем меньше у него будет вопросов, тем точнее будет выполнена задача

2. Терминология. Технический язык программистов богат, общаясь с Заказчикам менеджер строит диалог  максимально просто и доступно, но когда речь доходит тз, ряд сложных технических терминов просто необходим, при сложных проектах - особенно. И для того, чтобы Заказчик понял, о чём идёт речь в задании, и был уверен, что с программистом он говорит на одном языке, Исполнитель приводит краткий список  расшифровки этих самых терминов.

3. Цели сайта. Если ваш сайт не относится к личному блогу или проектам по хобби, то его целью будет получение средств (прибыли с сайта). Так вот, в данном разделе необходимо кратко расписать цели проекта(оформление Заказа, оплата товара, переход по рекламному баннеру)

4. Техническое назначение. Ознакомившись с целями и задачами сайта, следующий пункт даёт информацию, какой функционал для этого использовать, какие будут необходимы модули. Например, для покупки товара с сайта, необходима корзина товара, каталог и форма заказа.

5. Перечень данных. Ключевой раздел ТЗ, зачастую заменяемый в диалоге на оборот "возьмите у конкурентов". Перечень данных - это точные значения всего функционала сайта. От новостей до формы связи, от полей каталога до строчек в калькуляторе. Данные сайта или модуля - это так называемые поля и значения, необходимые для заполнения клиентов и (или) администратором. Разберём два примера.

Стандартный модуль новостей содержит такие значения для ТЗ:

- Название новости

- Дата

- Фото

- Анонс

- Подробное описание

При этом, стандартный модуль со своими стандартными значениями может сильно изменятся в зависимости от тематики. В спортивных порталах новости могут дополнительно содержать виды спорта, календарь событий и новостей, рейтинг. Не согласовав и не указав все поля, Заказчик скорее всего получит в ходе работы новые "хотелки" клиента.

Стандартная форма обратной связи содержит такие значения для ТЗ:

- ФИО

- E-mail

- Телефон

- Текст сообщение

При этом, в форму могут  добавляться выпадающие списки, например, выбор города, "чекбоксы", например, нужна ли доставка, "радиокнопки", например, выбор времени звонка. Не согласовав и не указав все поля, Исполнитель снова попадает на новые правки.

6. Списки. Встречаются разные типы списков, от списка похожих товаров в каталоге, до списка последних новостей в новостной ленте. Обычно этот пункт пропускается из-за его ненужности по мнению Заказчика, однако, уже на финальных этапах начинаются корректировки этих списков, что вырисовывается в дополнительные часы работ.

7. Описание страниц сайта. С одной стороны пункт не обязателен для заполнения, нужные моменты мы указываем в данных, с другой стороны, иногда даже контентная страница по описанию может отличаться от прорисованной дизайнером. Для таких случаев и нужен этот пункт ТЗ.

8. Технические требования к хостинг площадке. Хостинг площадка является по сути третьей стороной в отношениях Заказчика и Исполнителя. Предоставляя дисковое пространство, хостинг провайдер не несёт ответственности за качество размещенного там материала (сайта). Но хостинг провайдер обязан предоставить новое программное обеспечение, бесперебойное оказание услуги и достаточное пространство для сайта и его приложений; хостинг должен отвечать  требованиям в библиотеках, пакетам, памяти и т.п.

На хостинге может размещаться несколько сайтов, это вполне нормальное явление и хорошая экономия средств, но могут ли сайты находится на одной площадке физически, это ещё один вопрос, который нужно решить ДО разработки. Может быть стоит отказаться от "новомодного фреймворка", в пользу старой проверенной цмс или заранее завести отдельную площадку под новый сайт.

Ну и наконец, хостинг провайдер предоставляя свои услуги должен хорошо справляться с нагрузками на сайт со стороны пользователей и атаками со стороны хакеров. Часто молодые хостинг центры с очень привлекательными центрами этим требованиям не отвечают. Если Заказчик не уверен в выборе хостинга, лучше доверится разработчику, который отлично знает, где его сайт будет корректно и хорошо работать.

9. Контент и наполнение. Находясь в конце ТЗ, этот пункт крайне важен как для Заказчика, так и для Исполнителя.  Заказчику нужно требовать хотя бы базовое наполнение основных разделов и заведения тестовых учётных записей; Исполнителю - требовать точного описания, кто наполняет сайт (менеджер со стороны Исполнителя или контент специалист  клиента), каким образом наполняется сайт (клиент предоставляет информация сам, указывает источники откуда её взять или тексты пишет копирайтер), в каком объеме наполняется сайт.

10. Гарантийные обязательства и приёмка проекта. Договора, как правило, имеют весьма стандартные формулировки по условиям приёмки работ, при этом, индустрия сайтостроения имеет ряд нюансов, которые не подходят под общее описание. Важным моментом является исправление ошибок, которое обязан выполнить Исполнитель даже после подписанного акта работ и получения всей оплаты. Так же с Заказчиком нужно обговорить условия и сроки приемки сайта.

Вместо заключения.

Разработка грамотного ТЗ - это время, много времени, при этом, Заказчик будет постоянно напоминать, «почему же работы ещё не начались?», «зачем нужно столько писанины ?» и другие схожие вопросы. Но с другой стороны, ТЗ сильно помогает в работе, защищает обе стороны. Стоит ли оно потраченного времени? - зависит от того, на сколько хорошо понял задачу account-менеджер, и на сколько сложен проект, но, в любом случае, ТЗ станет хорошим "подспорьем" для всех сторон.

 

Последние Новости
Рейтинг популярности CMS по версии
"Рейтинг Рунета" провёл свежий пересчёт популярности, авторитетности и общего числа пользователей для систем управления сайтом. Нас интересуют коробочный и условно-бесплатный чарт CMS на которых наша студия специализируется в разработке сайтов.
22.08.2017 Подробнее / Все новости
Увеличиваем скорость - улучшаем конверсию
Скорость загрузки и конверсия сайта. Поднимая в очередной раз вопрос об улучшении конверсии сайта, в голове всплывает многое: юзабилити, читаемость текстов, переспамленность, инфографика, но мало кто при этом скажет, что конверсия сильно зависит от скорости загрузки сайта. Какая связь между скоростью загрузки и конверсией, на сколько важен фактор быстрой загрузки сайта ? На эти вопросы мы постараемся найти ответ и провести небольшую аналитику.
22.02.2017 Подробнее / Все новости
Типы Сайтов
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
7 (919) 7631774           7 (495) 1252678
info@webpage-profy.ru
Webpage profy
Разработка сайта, 2009-2017 г.

Система управления сайта - CMS S.Builder
+7 (919) 7631774 
info@webpage-profy.ru

обратный звонок

заказать услугу
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
Яндекс.Метрика