В последнее время после сильно выросшей активности в социальной сети Vkontakte, все больше попадаются на глаза контекстные объявления накрутки и быстрого вывода позиций в топ. Подобные услуги были всегда, но за последний месяц количество подобных предложений значительно увеличилось. Частные специалисты и компании показывают успешные кейсы с красивыми графикамим роста трафика, что вполне логично, подобный вид накрутки вполне рабочий. Ради интереса мы решили найти один веб-сайт из портфолио и рассмотреть его детально. Труда это не составило, подобные успешные проекты легко выкупаются и сделать это может любой пользователь.
Когда появилась накрутка в SEO?
Предшественником накрутки являются многочисленные ресурсы с автоматическим режимом покупки ссылок. Подобные сервисы осуществляющие «механическое продвижение» были популяры более 15 лет назад и представляли собой автоматизированную систему аренды внешних ссылок. Алгоритмы поисковых систем со временем менялись, развивались и ссылочные площадки подстраиваясь под новые правила игры. Аренда сменилась покупкой, анкорные гиперссылки в футере главной страницы уступили место статьям в новостном блоке. Когда влияние внешних url’ов стало минимальным, стали появляться первые ресурсы с накликиванием.
Первые сайты-кликеры работали примитивно – они набирали запрос с разных IPи делали переход к нужному веб-сайту. За счет количества кликов Яндекс повышал позицию и ключевик поднимался в топ. С введением фильтров определения кликов, сервисы переключились на работу с подсказками. Несмотря на то, что это было очень заметно (в подсказки могли попасть совсем неожиданные варианты запросов), но результат приносило. Когда поисковые системы адаптировались и научились вычислять подобные манипуляции с выдачей, процесс накрутки усложнился и уже включал в себя целую череду действий – так появилась накрутка поведенческих факторов. Алгоритм работы данных систем перед точечным вводом необходимого запроса включал в себя ряд подготовительных действий: это и поиск низкочастотных нерелевантных запросов, и переход на сайт конкурента, и «выдержку» для истории поиска, и ввод уточняющих ключевиков, и специальные ошибки в словах. Столь сложная схема ослабляла сайты-конкуренты (они получали отказы), и минимизировала риск бана от ПС. Боты-накрутчики даже оформляли заказы в ИМ, заполняли коды капчи, перезаходили на сайт и максимально вели себя как реальные пользователи.
Зачем нужно отслеживать накрутку?
Многие пользователи считают что накрутка работает только для своих ресурсов и поднимает их в выдаче. Это не так, очень распространённая стратегия - это пессимизация сайта-конкурента по топовым запросам. Боты работают по идентичной схеме, но в этот раз эмулируют негативные действия пользователя: быстрый уход с сайта, короткое время пребывания на странице, специальный набор несуществующей страницы. Все это отрицательно сказывается на конверсии и интенте запроса пользователя, что в итоге приводит к серьезной просадке позиций. Зафиксировав факт накрутки (вашего сайта конкурентом, или его ресурса), вы можете написать обращение в Яндекс, что нивелирует негатив от действий бота, или приведет к серьезным санкциям веб-ресурса вашего визави.
Как отличить накрутку поведенческих?
-
Один из главных показателей действий бота - это стремительно возросшая статистика переходов с мобильного интернета (Теле2 Россия IP Network, YOTA Москва и область, Metropolitan branch Мегафон и ряд других). В обычное время подобных переходов мало, резкий рост - первый повод задуматься. Отследить можно в Вебвизоре во вкладке IPсеть.
-
Другой сигнал говорящий что крутят ПФ - это большая разница в трафике Яндекса и Google. Поисковые алгоритмы Гугла более совершенны и сильно затрудняют накрутку в этой поисковой системе, поэтому онлайн-сервисы специализируются на Яндексе. Если в Метрике преобладает неестественная большая разница в трафике, и гугловские показатели близки к нолю - это второй повод задуматься.
-
Нахождение в топе неоптимизированного сайта так же свидетельствует о возможной накрутке. Безусловно, есть примеры когда проект попадает на первую страницу без внутренней оптимизации и SEO, но в таких случаях на его страницах много уникального контента и на первых местах лишь часть запросов.
-
Увеличенная активность переходов по прямым запросам и неестественные действия в вебвизоре так же говорят о вероятной накрутке. Изучив раздел Яндекс-Метрики показывающий визиты можно быстро заметить шаблонные поведения пользователей-ботов.
-
Кроме вышеуказанного, пол года назад Яндекс внедрил в метрику сервис автоматического определения переходов ботов, достаточно поставить галочку «не учитывать переходы роботов» и перед пользователем будет реальная картина. В основном данный способ выявляет прямые заходы и не способен отличить сложный многоэтапный процесс накрутки, но для ряда простых случаев будет достаточно и этой статистики.
Последствия накрутки
Алгоритмам поисковых систем стало очень сложно автоматически определить накрутку – именно этим и объясняется возросшее количество объявлений подобных услуг продвижения. Но никто не отменял «ручные» санкции команды Яндекса. Мониторинг выдачи модераторы проводят как сами, так и по жалобам владельцев сайтов. Касается это как негативной накрутки и пессимизации своего ресурса, так и жалобы на продвижение другой компании, поэтому мы всем советуем несколько раз подумать перед выбором черного SEO-продвижения и взвесить все «за и против». По информации за 2021 год бан за подобные действия исключает веб-сайт из выдачи минимум на 10-14 месяцев. Стоит ли несколько недель топа такого наказания - решать владельцу бизнеса.