Приступая к разработке сайта, рано или поздно поднимается вопрос о «Техническом задании». Если будущий владелец веб-ресурса хочет получить качественный продукт, который позволит его бизнесу привлечь на сайт новых клиентов, то он начнёт подготовку ТЗ заранее. Процесс написания задания для разработчиков – это долгая кропотливая работа, которая, в свою очередь даёт возможность предупредить многие ошибки и неточности, которые возникают в процессе работы.
В нашей сегодняшней статье, руководитель отдела программирования и разработки Webpage Profy Аркадий соберёт все основные правила написания в единый гайд, который даст ответы на многие вопросы и поможет сделать процесс подготовки ТЗ проще и понятнее.
Когда начинать готовить ТЗ?
Многие клиенты думают, что подготовка ТЗ начинается во время работы над сайтом и займёт пару часов, поэтому к процессу приступают неторопливо.
«Вы пока рисуйте макет, а я скоро начну готовить задание»
Как мы уже говорили, написание ТЗ это очень кропотливая и ответственная работа, которую не сделать «наскоком» за несколько часов. Именно поэтому начинать сбор информации и подготовку задания нужно до старта основных работ. Не имея представления о структуре сайта, вложенности разделов и поведении пользователя на ресурсе дизайнер не сможет сделать удобный и яркий макет, отвечающий всем правилам юзабилити, точно так же, как не сможет проектировщик подготовить прототип, а программист настроить технические модули.
Приступая к подготовке задания во время разработки сайта, вы увеличиваете время и стоимость разработки, поскольку исполнители будут повторно вносить изменения в уже проделанную работу согласно ТЗ.
Кто готовит Техническое задание?
Стереотип, с которым часто сталкиваешься в текущее время – «ТЗ готовит разработчик».
Бывают случаи, когда клиенты твёрдо настаивают на том, что Техническое задание это зона ответственности разработчиков. Безусловно, студия или агентство могут сами сделать постановку для своих исполнителей, однако, такое ТЗ будет неполным. Никто лучше клиента не знает особенности его бизнеса, тенденции в отрасли и действия конкурентов. Подготовка задания должна ложиться на плечи заказчика, при этом исполнитель всегда может помочь и подсказать, что требуется изложить в документе.
Основы написания ТЗ
Ввиду отсутствия времени, заказчики часто формируют задание, смешав всё в кучу. Разобраться в таком документе довольно сложно, более правильно разбить его на части, выделив несколько этапов.
Задание для дизайнера
Самое главное, что требуется дизайнеру для подготовки прототипа/макета это заполненный бриф, в котором отражаются предпочтения клиента по цветовой схеме, визуальным эффектам и контенту. Затем потребуется структура сайта и описание технических модулей. Основываясь на этой информации, дизайнером будет подготовлен прототип, а затем и макет, учитывающий все указанные в задании пункты.
Задание для верстальщика
Работа верстальщика заключается в переводе дизайна в html формат с соблюдением кроссбраузерности. Многие клиенты считают, что на этом задачи специалиста заканчиваются и никаких постановок для вёрстки не предоставляют. На деле за верстальщиком закрепляется не просто перевод страниц дизайна в «компьютерный» формат, но и контроль отображения сайта на мобильных устройствах. Отдельным пунктом идут требование под SEO, ведь от того, как будет сделана вёрстка, зависит и скорость загрузка сайта (показатель Google page speed).
В техническом задании для верстальщика уточняется, как будет вести себя сайта на различных портативных устройствах. Верстальщик может сверстать несколько версий отображения сайта, для разных размеров телефонов и планшетов. Так же на этапах вёрстки можно обозначить требования по оптимизации - верстальщик будет обрабатывать изображения, и упрощать код, согласно требованиям по SEO.
Задание для программиста
Финальным шагом станет постановка для отдела разработки. Несмотря на то, что функционал и структуру мы уже отправляли дизайнеру, для программирования будет необходимо продублировать эти данные.
При написании алгоритма работы функционала сайта нужно отталкиваться от того, как бы себя повёл пользователь, находясь на странице. Детальное описание его действий даст полную картину разработчику и поможет ему настроить модуль правильно и точно. Представляем небольшой кусочек описания работы каталога:
При клике на каталог, открываются все разделы каталога, а так же ниже пяти по сайт выводиться фильтр поиска. При клике на определённый раздел для пользователя выстраиваются все товары текущего раздела, отсортированные по дате добавления. При использовании фильтра пользователь видит только те товары, которые полностью соответствуют введённым в фильтре параметрам.
Важно помнить, что чем подробнее описана работа, тем точнее модуль будет выполнять требуемые функции. Это правило работает для всех технических параметров сайта.
Задание для оптимизатора
Зачастую, помимо разработки сайта заказчик сразу заключает договор на продвижение. Подготовка задания для оптимизатора в таком случае тоже играет важную роль. Отличительная особенность постановки для оптимизатора – его можно готовить на любой стадии разработки сайта, но лучше этот вопрос не откладывать.
Для анализа бизнес направления потребуется список ключевых конкурентов, разбитый на две группы: прямые конкуренты (компании работающее в схожем сегменте, расположенные рядом, занимающиеся реализацией схожей товарной группы или услуги) и общие конкуренты в тематике (как правило, сайты-магнаты, с огромной базой ссылок, высокими показателями траста и цитирования).
Для проработки семантического ядра потребуются основные группы запросов или список продвигаемых слов.
Подытожив всё сказанное, готовить Техническое задание нужно заблаговременно. Чем подробнее будут описаны все пункты, тем меньше правок и корректировок возникнет в работе.